?
Год назад 17 марта 2011 года в день рождения русского предпринимателя Ивана Емельяновича Кузнецова, монополиста фарфорового производства на Северо–Западе России в Великом Новгороде открылся первый объект индустриального туризма – уникальный объект ?Музейный цех фарфора?.
Уникальность проекта состоит в том, что в едином пространстве представлены элементы технологической линии по изготовлению фарфора, элементы музеефицированного фарфорового производства, коллекция новгородского фарфора из фондов музея, архивные документы и материалы.
Экспозиция ?Музейный цех фарфора? создана в рамках проекта ?Синий кобальт уходит в музей? в течение 2010-2011г. В 2010 году этот проект стал победителем VII грантового конкурса музейных проектов ?Меняющийся музей в меняющемся мире?, который проводит Благотворительный фонд В. Потанина при поддержке Министерства культуры РФ и оперативном управлении Ассоциации менеджеров культуры (АМК). В 2011 году проект ?Синий кобальт уходит в музей? Государственного музея художественной культуры Новгородской земли был назван лучшим реализованным музейным проектом конкурсного сезона 2010-2011 гг.
За этот период в неиспользованном помещении западного корпуса Десятинного монастыря на средства гранта Благотворительного фонда В. Потанина при поддержке Министерства культуры РФ, а также на бюджетные средства, выделенные по программе ?Культура Новгородской области?, и благотворительные пожертвования удалось провести ремонтно-реставрационные работы и создать экспозицию – впечатление, где мультимедиа-?чудеса? сочетаются с авторскими инсталляциями.
Выбор темы фарфора для создания новой отдельной экспозиции не случаен. Ведь, как известно, на территории Новгородской губернии до 1917 года находилось 6 стекольных и фарфоровых заводов. Преуспевающим владельцем фарфоровых предприятий был Иван Емельянович Кузнецов, семья которого в начале XX века стала монополистом фарфора на севере России. Уникальная технология и изысканная роспись фарфоровых изделий, выпускаемых на этих заводах, впоследствии стали визитной карточкой мастеров Новгородской земли. В настоящее время производство фарфора в области продолжается только на ООО ?Фабрика И.Е. Кузнецова на Волхове? в Чудово. Да и то это в основном вещи массового потребления: сувенирные кружки с изображением памятников Санкт-Петербурга, Новгорода и других городов, простые тарелки и чашки. На заводах ?Пролетарский фарфор? (п. Пролетарий) и ?Возрождение? (п. Бронница) производства и вовсе прекращены, а заводы признаны банкротами.
- Сегодня много говорится о том, какой именно должен быть бренд Новгородчины: кто-то предлагает бересту, другие вечевой колокол, - говорит директор музея художественной культуры Новгородской земли Юлия КОЛОМЫЦЕВА. - Но не стоит забывать, что в советское время одним из таких брендов Новгорода и была как раз фарфоровая посуда, особенно с синим кобальтовым покрытием. ?Синяя посуда?, как называли её в народе, была не только в каждой новгородской семье, но и в домах у многих россиян. Имеено её привозили из города на Волхове многочисленные туристы. Ведь предметом музейного показа не обязательно должен быть лишь объект, связанный с историй Древнего Новгорода. История фарфорового производста на Новгородчине не менее интересна и богата.
На момент создания экспозиции в фондах Государственного музея художественной культуры Новгородской земли находилось около 1200 единиц хранения. Среди них помимо предметов, выпускаемых на поток, есть и уникальные авторские сервизы и отдельные изделия, датированные началом XX века. Если раньше посетители могли видеть порядка 3% этой уникальной коллекции, то в новой экспозиции представлено большая часть имеющихся в коллекции музея.
В создание экспозиции приняли участие и оказали финансовую поддержку также 17 фирм и организаций Великого Новгорода. Благодаря такой поддержке и слаженной работе партнёров в сжатые сроки удалось провести ремонтно-реставрационные работы. Теперь, переступив порог с виду ничем не примечательного каменного здания, вы попадаете в …горн. То место, где на заводе происходит процесс обжига фарфоровой посуды.
Посетители могут видеть все процессы создания фарфоровых произведнйи искусства – от глины до росписи посуды и сувениров. Помимо большой коллекции фарфора, здесь представлено и настоящее заводское оборудование. А современное мультимедийное оборудоние позволяет словано на машине времени перенсетись в заводской цех. Наример, ?Пропадающая стена?, имитируящая кирпичную кладку стены горна, совмещенная с экраном с переменной прозрачностью, позволит познакомиться с фарфоровым производством: интерьерами, оборудованием, технологией. ?Заглянув? в язычок – задвижку ?пироглаз?, позволит увидеть процесс обжига изделий внутри печи (горна). Сенсорынй экран, вмонтированный в стену, позволяет посетиетлям самостоятельно познакомиться с историей появляения фарфора в мире, получить информацию о том или ином изделии. Автором художественного проекта выступил музейного цеха фарфора – член Правления Гильдии художественного проектирвоания России Леонтий Озерников.
И ещё, самое интересное: в рамках мастер – классов посетителям предоставлена возможность самостоятельно расписать готовую фарфоровую форму под руководством профессионального художника и забрать изделие с собой.
За год работы Музейного цеха фарфора значительно выросло количество экскурсионных групп. Этот объект вошел в программу иногородних туров Санкт-Петербурга и Москвы. Благодаря отклику новгородцев фонды музея пополнились на 1200 единиц, в том числе уникальным ?кузнецовским? фарфором конца XIX века. Сейчас сотрудники музея продолжают работать над проектом с целью расширения его до уровня хорошего туристического продукта. Сегодня ?Музейный цех фарфора? - самый современный объект показа в Новгородском регионе. Экспозиция оборудована аудиогидами.
Завтра на территории Десятинного монастыря в 15.00 пройдёт музейный праздник ?Фарфоровый перезвон? для школьников п.Бронница, где на протяжении длительного периода фарфоровый завод ?Возрождение? был градообразующим предприятием.