Тёсовская узкоколейная железная дорога

15.07.2022

Железные дороги для нашей страны чрезвычайно важны. Так было ещё в начале XIX века, да и сейчас, в нашем современном XXI веке, поезда, подчас единственный и оптимальный способ добраться до пункта назначения.

Сегодня мы поговорим не про обычную железную дорогу, к которой все привыкли. Наш сегодняшний герой – узкоколейная железная дорога. Почему она так названа, что в ней особенного, и где можно посмотреть вживую. Читайте и узнавайте из нашей статьи =)

«Узкоколейка», как ее называют для сокращения, - это полотно, с шириной колеи от 600 до 1200 мм. Ширина стандартной железнодорожной колеи в России - 1520 мм. А в большинстве стран Европы, а также в Северной Америке и Китае – 1435 мм.

Узкоколейные железные дороги строились в основном для производственных нужд. К примеру, для удобства добычи и заготовки древесины, торфа и прочего сырья. Связано это было с бюджетным строительством и дальнейшей эксплуатацией дороги. Подвижные составы, ощутимо меньшие по весу позволяли использовать меньше сырья при строительстве мостов.

Главный герой нашей статьи – Тёсовская узкоколейная железная дорога, что расположилась в поселке Тёсово-Нетыльский, Новгородской области. Это действующая по сей день «узкоколейка», и одна из немногих уцелевших вообще. И кстати, практически неизменной осталась и протяженность путей - порядка 20 км.

Чем она интересна?

Конечно историей! Ведь похвастаться она может практически вековой историей! Создавалась она ещё в 1930-х годах прошлого века, представляете? Именно тогда, на землях, расположенных примерно в 70 км от Великого Новгорода начались торфяные разработки. Тёсовскую дорогу построили как раз для транспортировки торфа. Она стала неким центральным звеном в огромном комплексе торф предприятий.  

Во времена Великой Отечественной войны здесь проходила линия обороны, поэтому добыча торфа была приостановлена. После войны, Тёсовскую восстановили в самые кратчайшие сроки. Она была необходима нашему городу Ленинграду как поставщик топлива.

К 1970-м годам «Узкоколейку» усовершенствовали. Добавили на стрелки электроприводы, установили светофорную сигнализацию, а также усовершенствовали подвижной состав.

А в 1990-е года в торфоразработках наметился спад, и к 1994 году большинство потребителей полностью отказываются от торфа. Постепенно, деятельность узкоколейки сходит на нет, подвижные составы продают на металлолом, разбирают пути. Все достижения Тёсово рушатся, и всё это происходит менее, чем за 10 лет. Ломать не строить.

 

В наши дни, благодаря необходимости применения торфа в сельском хозяйстве, Тёсовская узкоколейная железная дорога понемногу возрождается. Однако, объемов 1970 годов достигнуть вряд ли получится.

В качестве нового витка развития, Тёсовская узкоколейка в 2014 году открыла здесь музей под открытым небом. Это некая команда единомышленников-энтузиастов, которая заинтересована в сохранении памяти о узкоколейной железной дороге. Ребята за несколько лет при поддержке торфопредприятия «Тёсово-1» купили тепловозы, локомотивы, несколько пассажирских и грузовых вагонов, в том числе вагон-ресторан, и мото- и автодрезины. Вместе, более 20 единиц раритетной железнодорожной техники. Все это богатство можно не только посмотреть, но и потрогать, протестировать рычажки и кнопочки, да ещё и прокатиться! Прогулка будет на локомотиве по местам торфоразработок, что некогда отличались своими впечатляющими объемами. Конечно, не обойдут вниманием, и участок действующего по сей день места торфодобычи, вам  расскажут, как и чем добывают это полезное ископаемое.

Это уникальный музей, аналогов которому на северо-западе не существует. Фактически, как таковых сотрудников музея здесь нет. Как упоминалось выше, музей развивается за счет энтузиазма группы единомышленников, которые всеми силами стараются пробудить интерес людей к истории УЖД, да и к промышленной истории в целом. Ребята рассказывают о каждом тепловозе или вагоне с большой любовью, и со знанием дела.

 

Посетить музей Тёсовской узкоколейной железной дороги можно в рамках однодневного тура: Экскурсия в музей Тёсовской узкоколейной железной дороги