8 (812) 952-33-62
mail@1lines.ru
СПб, Курская 21 лит. Б, 4 эт. 15 каб.
ст. м. Обводный канал
* правила обработки
персональных данных

Экскурсии по Дороге Жизни

Экскурсии не запланированы


Дорога Жизни


"Дорога жизни" — единственная военно-стратегическая транспортная магистраль, связывавшая во время Великой Отечественной войны с сентября 1941 года по март 1943 года осажденный немцами Ленинград (ныне Санкт-Петербург) с тылом страны. Проходила через Ладожское озеро.
В навигационные периоды перевозки по "Дороге жизни" производились по водной трассе на кораблях Ладожской военной флотилии и судах Северо-западного речного пароходства, в ледостав — по ледовой дороге на автотранспорте, далее до Ленинграда по железной дороге.
Ленинград был полностью взят фашистами в кольцо 8 сентября 1941 года, когда гитлеровцы перерезали все железнодорожные, речные и автомобильные коммуникации. В блокированном городе оказалось более 2,5 миллионов жителей, в том числе 400 тысяч детей.
Единственным путем, по которому можно было доставлять грузы в Ленинград в больших объемах и эвакуировать людей из осажденного города, оказалось Ладожское озеро, юго-западное и юго-восточное побережья которого оставались в руках советских войск.
В сентябре и октябре 1941 года в ускоренном темпе были проведены работы по обустройству гаваней, углублению дна, строительству узкоколейных железнодорожных путей, складов, землянок. По подводным кабелям была налажена телефонная и телеграфная связь.
Для связи с Ленинградом была произведена реконструкция малодеятельной тупиковой Ириновской линии, по которой до войны ходили 3-4 пары пригородных паровых поездов. В 1941 году эта линия стала единственной дорогой из осажденного Ленинграда, она превратилась в важную магистраль, а глухая маленькая станция "Ладожское озеро" — в большой железнодорожный узел с примыкающим к нему озерно-речным портом. На станции "Ладожское озеро" число путей увеличилось с четырех до более чем двадцати.
12 сентября 1941 года в осажденный Ленинград прибыл первый конвой судов, доставивший 800 тонн зерна и 60 тонн боеприпасов. За короткую, но очень трудную осеннюю навигацию 1941 года на западный берег Ладожского озера было доставлено около 60 тысяч тонн различных грузов, из них 45 тысяч тонн продовольствия. Из города эвакуировали 33,5 тысячи мирных жителей и раненых. Перевозки происходили в условиях непрерывных налетов немецкой авиации с берега, расположенного всего в 25-30 километрах от трассы.
С началом зимы и ледостава водная коммуникация перестала действовать. В этих условиях единственный выход из положения состоял в строительстве зимней дороги по льду Ладожского озера. Еще задолго до наступления зимы автодорожный отдел Управления тыла Ленинградского фронта, которому было поручено сооружение этой дороги, проделал совместно с учеными Гидрологического института большую подготовительную работу по изучению ледового режима Ладоги и проектированию трасс ледового пути.
Полученные данные легли в основу проекта трассы, получившей официальное название — Военно-автомобильная дорога №101 (№102), но жители осажденного Ленинграда дали ей другое название — "Дорога жизни". Трасса общей протяженностью свыше 30 километров проходила от мыса Осиновец (деревни Ваганово и Коккорево), через острова Зеленцы, с разветвлением на села Кобона и Лаврово.
Дорогу прокладывали по принципу наименьших глубин — там лед прорывался реже.
Первый конно-транспортный батальон отправился по ней 21 ноября 1941 года. Он привез в город 63 тонны муки. 22 ноября колонна из 60 автомобилей со стороны осажденного Ленинграда впервые пересекла по льду Ладожское озеро. На следующий день они вернулись в город с продовольствием. Ледовый покров был настолько хрупким, что двухтонный грузовик вез лишь 2-3 мешка продовольствия. Тем не менее, тем рейсом удалось перевезти 33 тонны продовольствия.
Ввиду интенсивного движения по еще недостаточно окрепшему льду несколько раз дорогу приходилось переносить на новое место. За первый месяц дорога переводилась четыре раза, а отдельные ее участки — еще чаще. Кроме того, трасса находилась под постоянным обстрелом и бомбежкой немецкой артиллерии и авиации, а суровый нрав Ладоги вносил дополнительные коррективы в работу. С конца ноября начались необычайно сильные морозы. Дул свирепый северный ветер, метель заметала дорогу. В этих условиях водители часто теряли ориентировку. В результате, только 29 ноября 1941 года было потеряно 52 автомашины (к 1 февраля 1942 года на льду Ладожского озера затонуло 327 автомашин).
Однако, не обращая внимания на тяжелую погодную обстановку, обстрелы и переутомление, водители старались за сутки совершить две поездки. Речь шла о жизни и смерти сотен тысяч людей. Лозунг тех дней гласил — "Каждые два рейса обеспечивают 10500 ленинградских жителей. Борись за два рейса". Некоторые шоферы успевали сделать даже три рейса.
В отдельные периоды на "Дороге жизни" работало до четырех тысяч автомобилей. Чтобы успеть выпрыгнуть, если машина начнет тонуть, шоферы при езде на трассе часто не закрывали двери.
На дороге работали несколько тысяч, а по некоторым данным, десятки тысяч человек. Кроме водителей и механиков, это и те, кто прокладывал путь и занимался разведкой льда, и регулировщики, которые отправляли колонны наиболее безопасными маршрутами. Каждый день они подвергали опасности свои жизни.
С января 1942 года движение по трассе стало более упорядоченным. Дорога представляла собой сложнейшее инженерное сооружение. Ее строители изготавливали дорожные знаки, строили базы, склады, обогревательные и медицинские пункты, мастерские, телефонные и телеграфные станции, пункты питания и технической помощи, приспосабливали разнообразные средства маскировки.
Охрана и оборона "Дороги жизни" осуществлялась стрелковыми частями, расположенными по берегам озера и вдоль трассы, бригадами морской пехоты, а также авиационными и зенитными частями Ленинградского фронта, Войск ПВО страны, Балтийского флота и Ладожской военной флотилии, объединенных в Ладожский район ПВО. От налетов немецкой авиации Ладожскую ледовую трассу защищали малокалиберные зенитные батареи (установить больший калибр не позволял вес орудий, которые после выстрела проваливались под лед). Они вместе с зенитными пулеметами в шахматном порядке были расставлены по обе стороны дороги.
Наземную охрану осуществлял специально сформированный стрелковый полк, бойцы которого располагались на льду Ладожского озера, в 8-12 километрах от берега, занятого противником. Были созданы две оборонительные полосы с дотами и снежно-ледяными окопами. Перед передним краем были установлены сотни фугасов натяжного действия и несколько тысяч противопехотных мин.
В первую и самую страшную блокадную зиму ледовая дорога функционировала 152 дня, до 24 апреля 1942 года, когда колеса грузовиков стали проваливаться под талый лед. За это время было перевезено более 360 тонн различных грузов, переправлены с полным вооружением шесть стрелковых дивизий и танковая бригада. Одновременно из Ленинграда были эвакуированы около 540 тысяч человек, около 3700 вагонов промышленного оборудования и другого имущества.
В навигацию 1942 года была завершена массовая эвакуация населения Ленинграда. С 19 декабря 1942 года возобновила работу автомобильная дорога по льду Ладожского озера, которая действовала до 30 марта 1943 года (101 день).
Общее количество грузов, перевезенных в Ленинград по "Дороги жизни" за весь период ее действия, составило свыше 1615 тысяч тонн; за это же время из города было эвакуировано около 1376 тысяч человек. Для подачи в Ленинград нефтепродуктов по дну озера был проложен Ладожский трубопровод.
Никто не знает, сколько людей погибло на "Дороге жизни" — от обстрелов или на тонком льду. Машины — легендарные "полуторки" ГАЗ — доставали со дна озера еще несколько десятилетий после окончания войны. Теперь бронзовая копия такой машины стоит на берегу Ладожского озера как памятник подвигу, который изо дня в день совершали обычные люди на военно-автомобильной дороге №101.
Память о массовом героизме советских людей, обеспечивших движение по "Дороге жизни", увековечена в памятниках и мемориальных ансамблях, входящих в "Зеленый пояс Славы". Центральное место среди них занимают архитектурно-скульптурная композиция "Разорванное кольцо", ансамбль "Румболовская гора", памятник "Цветок жизни". На протяжении наземной части трассы установлено 45 мемориальных километровых столбов. В 1972 году в поселке Осиновец на западном берегу Ладожского озера открыт Музей "Дорога жизни" (филиал Центрального военно-морского музея). В 1974 году на станции "Ладожское озеро" близ Осиновца был сооружен мемориальный вокзал-памятник.

Компания Первые Линии организует однодневные и многодневные автобусные экскурсии из Санкт-Петербурга Петербурга по Ленинградской области и Дороге Жизни с посещением мемориалов "Разорванное кольцо", "Регулировщица", «Балтийские крылья», «Дуб и Лавр», «Полуторка», «Катюша», "Цветок жизни" и военного музея "Дорога Жизни".

Оставьте свой отзыв


* отправляя отзыв, вы принимаете правила обработки персональных данных


  1. мария

    Дорога Жизни

    25.11.2018 13:13

    ездила на экскурсию ''Дорога Жизни'' 24. 11. 18, хочу поблагодарить замечательного экскурсовода Ольгу, за подробный рассказ о блокадном Ленинграде, слушать ее одно удовольствие!!!видно что человек вкладывает душу в свое дело!!! а также спасибо команде ''Первые Линии'' за организацию экскурсии!!! буду посещать и в дальнейшем ваши направления.
    1. Первые линии

      Дорога Жизни

      04.12.2018 14:56

      Мария!
      Благодарим за отзыв. Рады, что Вам понравилось, будем рады видеть на других наших экскурсиях!
  2. Ирина Шевнина

    Дорога Жизни

    01.11.2018 12:01

    Здравствуйте!27-го октября этого года,я и моя подруга Светлана,побывали на
    интереснейшей экскурсии под названием"Дорога Жизни".Впечатления от поездки незабываемые,ибо в процессе экскурсии невольно ощущаешь связь с
    трагическим прошлым, которое ,к большому сожалению никогда не будет забыто.Вечная и Светлая память Всем погибшим во время страшной Блокады,
    Доброго здоровья и долгих лет Всем выжившим и уцелевшим людям.Особая
    благодарность профессионалам:Водителю Эдуарду и Гиду Людмиле,за то,что
    наша поездка в "Мир"Памяти, была столь необыкновенной.Людмиле Петровне,
    моя особая благодарность за её умение "настраивать"людей на нужную "волну",и за предоставленную мне возможность представить экскурсантам моё
    произведение "Блокадный Ленинград",которое было встречено собравшимися,с большой теплотой,ибо нет в Санкт-Петербурге Человека,в чьей жизни и Судьбе,Блокада не оставила Свой Чёрный "След".Особенно порадовало меня то обстоятельство,что во время моего выступления в салоне
    автобуса стояла гробовая тишина.Низкий поклон и огромная признательность всем за то,что дали мне возможность поделиться теми Великими эмоциями,
    которые я думаю в этот момент испытывали все.Счастлива,что поэма понравилась,буду рада,если Компания "Первые Линии"опубликует Её на своём
    сайте.Всем Доброго здоровья и семейного благополучия .Компании "Первые Линии"успехов ,процветания и надёжных деловых партнёров.С искренним уважением и огромной симпатией ко всем,номинант конкурса "Поэт Года"2018,
    Ирина Шевнина,г.Санкт-Петербург.
  3. Ирина Шевнина

    Дорога Жизни

    01.11.2018 12:01

    Здравствуйте!27-го октября этого года,я и моя подруга Светлана,побывали на
    интереснейшей экскурсии под названием"Дорога Жизни".Впечатления от поездки незабываемые,ибо в процессе экскурсии невольно ощущаешь связь с
    трагическим прошлым, которое ,к большому сожалению никогда не будет забыто.Вечная и Светлая память Всем погибшим во время страшной Блокады,
    Доброго здоровья и долгих лет Всем выжившим и уцелевшим людям.Особая
    благодарность профессионалам:Водителю Эдуарду и Гиду Людмиле,за то,что
    наша поездка в "Мир"Памяти, была столь необыкновенной.Людмиле Петровне,
    моя особая благодарность за её умение "настраивать"людей на нужную "волну",и за предоставленную мне возможность представить экскурсантам моё
    произведение "Блокадный Ленинград",которое было встречено собравшимися,с большой теплотой,ибо нет в Санкт-Петербурге Человека,в чьей жизни и Судьбе,Блокада не оставила Свой Чёрный "След".Особенно порадовало меня то обстоятельство,что во время моего выступления в салоне
    автобуса стояла гробовая тишина.Низкий поклон и огромная признательность всем за то,что дали мне возможность поделиться теми Великими эмоциями,
    которые я думаю в этот момент испытывали все.Счастлива,что поэма понравилась,буду рада,если Компания "Первые Линии"опубликует Её на своём
    сайте.Всем Доброго здоровья и семейного благополучия .Компании "Первые Линии"успехов ,процветания и надёжных деловых партнёров.С искренним уважением и огромной симпатией ко всем,номинант конкурса "Поэт Года"2018,
    Ирина Шевнина,г.Санкт-Петербург.
    1. Первые Линии

      Дорога Жизни

      06.11.2018 14:21

      Ирина, спасибо за Ваш отзыв и творчество! Мы всегда рады читать / слышать Ваши стихи, уверены, что и другие туристы тоже.
      Текст обязательно опубликуем - только пришлите его нам, пожалуйста, на mail@1lines.ru или в личные сообщения Кате Таракановой в группе ВКонтакте.

      Желаем Вам постоянного вдохновения и ждем на других наших экскурсиях!)
  4. Алексей

    Дорога Жизни

    24.09.2018 01:49

    22 сентября попал на экскурсию по Дороге Жизни. Огромное спасибо экскурсоводу за прекрасную работу. Прекрасно организованная поездка. Также спасибо нашему водителю Дмитрию. И вообще все экскурсии которые бронировал и брал всегда на высшем уровне. Также буду и в дальнейшем брать и заказывать экскурсии. Огромное вам Спасибо. А также огромный вам Респект. Так держать девченки. Алексей постоянный экскурсант и турист.
    1. Первые Линии

      Отзывы

      25.09.2018 11:19

      Алексей!
      Благодарим за отзыв и надеемся также увидеть вас и на новых направлениях:)
  5. Елена Чуркина

    Дорога Жизни

    22.09.2018 22:18

    22 сентября мы с внуком наконец попали на экскурсию по Дороге Жизни. Огромное спасибо экскурсоводу Людмиле за прекрасную работу! Это было музыкально-поэтическое действие, насыщенное интереснейшими фактами и эмоциональным рассказом о тяжелом времени блокады Ленинграда. Четверть автобуса - дети. И для них тоже были приготовлены задания, кроссворды, квест. Прекрасно организованная поездка, отличный экскурсовод, компетентный водитель. Спасибо, Первые линии, вы опять на высоте!
    1. Первые Линии

      Отзывы

      25.09.2018 11:17

      Елена!
      Спасибо за отзыв.
      Надеемся увидеть вас снова на других направлениях!
  6. Валентина

    Дорога Жизни

    27.01.2018 23:57

    Были сегодня на экскурсии "Дорога жизни",какие неравнодушные люди нас сопровождали весь день.Очень интересно и эмоционально, на протяжение всего маршрута, вела свой рассказ Людмила.И для самых маленьких организовала викторину.И всплакнули и вспомнили своих близких.
    Особое спасибо Эдуарду.
  7. Евгения Люлина

    Дорога Жизни

    27.01.2018 18:03

    Здравствуйте. Вернулись с сыном с экскурсии "Дорога жизни" под огромным впечатлением. Очень интересная,насыщенная программа. Водитель Эдуард- профессионал своего дела, спасибо ему за спокойную дорогу, вкуснейший чай, ухоженный и чистый автобус. Особенная благодарность нашему экскурсаводу Людмиле за потрясающий, очень интересный рассказ, за супер профессионализм, душевность и любовь к маленьким экскурсантам. Спасибо!!!! До новых встреч!
Яндекс.Метрика